|
Свадебный головной убор невесты
Все головные уборы женщин произошли от красиво сплетенных венков из живых цветов. И самые ранние свадебные уборы походили на эти венки, впрочем, и сейчас вернулась мода на украшение современной фаты таким свадебным венком. Ведь все новое – это хорошо забытое старое.
На Руси принято было также украшать и саму косу невесты, вплетая в волосы различные декоративные элементы – они назывались косниками. Это были красивые ленты с подвесками на концах, расшитые либо бисером, либо кружевом, либо золотыми нитками.
Но головной убор для венчания разительно отличался от того, который надевался после обряда. Так же, как и способ плетения косы.
Итак, сначала свадебный головной убор невесты был венком, затем – становился лентой или металлическим обручем и обхватывал всю голову, скрепляясь на затылке. Волосы были либо заплетены в косу, либо были распущены по плечам. И лишь потом появились такие красивые головные уборы с емким названием – кокошники.
А вот в северных районах страны надевали короны с шишечками, которые символизировали детей: сколько шишечек – столько невесте желали деток.
Головные уборы настолько были роскошными и уникальными, что если бы они сохранились во всем многообразии до сей поры, то смогли бы достойно украсить любой музей мира. Детали головного убора, как и свадебного сарафана, очень многое рассказывали о его обладательнице.

Девушки незамужние носили простые уборы, и для них были характерны открытая макушка и волосы. И только после свадьбы украшение и даже плетение волос менялось, то есть голова и прическа говорили о статусе женщины, и по головному убору можно было судить о том, девушка она еще или уже замужняя баба.
Путь от девочки до замужней женщины был долог, и голова всегда отражала ее нынешнее семейное состояние – наличие либо отсутствие мужа.
Маленькая девочка начинала с тесемки, потом переходила на ленту, украшала волосы венками или обручами, но как только девушку посватали – так она надевала на голову убор под названием плачея. А вот на саму свадьбу надевалась кика или кокошник.
Вообще на Руси головному убору придавали большое значение, он считался оберегом для женщины. Свадебные кокошники ,как и сарафаны, передавались по наследству и были семейной реликвией. В разных губерниях кокошники имели разные формы, и украшения тоже были различными: богатое сословие украшало натуральными камнями кокошники своих невест, а кто был победнее – своими руками делали красивые узоры и вышивку.

После венчания расплетали невесте одну косу и заплетали две, и это был центральный и самый символичный момент всего торжества. Косы укладывали вокруг головы – это был обряд окручивания. Поверх кос накрывали легкий платок, концы которого завязывали вокруг шеи, а сверху одевали шапочку, небольшую по размеру, которую называли, как говорилось выше, кикой или кокошником. Но это уже был другой убор, в разных губерниях он был свой, но – он считался свадебным головным убором, уже замужней женщины.
Кика имела небольшие рожки, и эти рожки считались оберегом. Были и другие головные уборы замужней женщины, например , убрус или повойники – это был расшитый холст, который закрывал грудь и спину женщины.
Итак, свадебный головной убор красноречиво рассказывал о том, что девушка прошла путь от юной девушки до венчания и превратилась в замужнюю женщину, и в дальнейшем, на протяжении всей ее жизни, он продолжал отражать ее статус.
Но и платок также был обязательной частью свадебного костюма на Руси. Во-первых, платок являлся составной частью приданого невесты, их было много как по назначению, так и просто для увеличения «объема» приданого. Свадебные платки были неизменной деталью венчального обряда на Руси, шились они из тончайшей хлопчатобумажной ткани, расшивались золотыми или серебряными нитями. Платок – «исторический» предмет гардероба, имеющий многовековую историю.
|